2. Геометрия панорамной фотографии |
|||||
Те, кто уже знаком с панорамной фототехникой, возможно слышали о геометрических искажениях на
фотоснимке как неотъемлемой части панорамной фотографии. Попробуем получить некоторые
количественные оценки для аппаратов различных схем. Так, если объект размещен на самой оптической оси (cos q = 1), ширина изображения определяется
фактически размером объекта и отношением фокусного расстояния объектива к расстоянию до него от
объекта съемки. По мере перемещения объекта в сторону от оптической оси в действие вступает коэффициент,
равный 1/cos q, и ширина изображения объекта на пленке увеличивается, и довольно значительно. Так, при
угле 30 градусов (что соотвествует фокусному расстоянию объектива 31 мм для 35 мм аппарата) этот
коэффициент равен 1,15, т.е. ширина изображения на 15% превышает то, как если бы объект
находился в середине кадра. Для 40 градусов (21 мм объектив) - это 31%, для 45 градусов - 41%
и т.д. Для 60 градусов - это уже практически неприемлемые 100%, то есть двукратное увеличение размеров
изображения. Теперь понятно, почему короткофокусным объективам свойственна т.н. 'внутренняя динамика',
то есть как бы 'стремление' изображения от краев кадра к его центру. Говоря об особенностях геометрии изображений, получаемых с помощью аппаратов этого типа, нельзя не упомянуть о таком явлении как виньетирование, свойственном всем фотографическим объективам, но особенно явно проявляющемся в панорамной фотографии. Виньетирование, как известно, означает затемнение изображения от центра к краям кадра (речи идет о т.н. фотографическом виньетировании в отличие от механического, обусловленного наличием на объективе бленд, фильтров, колец и т.п.). Количественно виньетирование описывается т.н. законом 'косинуса в 4-ой степени'. Здесь не место вдаваться в более подробное описание этого явления. Можно только сказать, что в плоскоформатных панорамных фотоаппаратах это может стать проблемой. Так, в аппарате Hasselblad XPan со штатным 45 мм объективом, снижение освещенности по краям достигает 1-ой экспозиционной единицы. С этим можно мириться при съемке многих панорамных сюжетов. Однако, на изображениях открытых пространств (морских ландшафтов, и т.п.) затемнение это весьма заметно. Хотя в ряде случаев, это может быть использовано для выделения центральной части кадра, как композиционного центра изображения. Частично компенсация виньетирования достигается 'задиаграфмированием' объектива. При работе с цифровым изображением можно воспользоваться полупрозрачной серой центральной маской и т.п. Заметим только, что все же самым радикальным способом является является использование центрально-взвешенных нейтральных фильтров, выпускаемых для конкретных фотообъективов. Совсем иная геометрия построения панорамного изображения применяется в фотоаппаратах сканирующего типа, в которых пленка прижимается к цилиндрической поверхности. Обратимся к следующему рисунку: Заметим сразу, что это построение справедливо как для аппаратов с поворотным объективом, так и для аппаратов с вращающимся корпусом, рассмотренных в следующей статье. Выведенная при тех же допущениях, что и выше, формула на рисунке отличается от предыдущей перемещением cos q из знаменателя в числитель. Это справедливо для горизонтальных размеров. Однако, в данном случае нас больше интересуют вертикальные размеры изображения. Предположим, что объект представляет собой не цилиндр, столб и т.д.), а шар диаметром D. Для пренебрежимо малых значений угловой высоты, на которой находится объекта, вертикальный размер изображения этого шара на пленке будет равен все той же ширине W. Однако, если положение объекта характеризуется некоторой конечной угловой высотой (v), то формула для определения высоты H изображения этого объекта на пленке приобретает следующий вид: Не будем утомлять себя построением кривых, описываемых данной формулой, и приведем лишь пример кругового изображения, полученого, правда, не путем сканирования, а сшиванием отдельных плоских изображений (что, однако, не меняет сути дела). Отметим сразу, что горизонтальные линии объекта (линии пересечения стен и пола и т.п.)
на этом изображении приобрели характерную аркообразную форму (работа cos q). То есть, такой способ
получения панорамных изображений также не свободен от геометрических искажений. В ряде случаев искажения
такого рода могут в принципе воспрепятствовать восприятию образа объекта. Однако, при увеличении фокусного
расстояния объектива, т.е. при получении так называемых 'сверхдлинных' панорам, 'арки' могут стать
практически незаметными для глаза зрителя. Вернуть изображение в его исходный неискаженный вид можно
на экране компьютера с использованеим специальных программ-вьюеров, как бы сворачивающих изображение в
цилиндр. Об этом пойдет речь в соответствующей статье ниже. Угол зрения fish-eye конвертора FC-E8 для цифрового аппарата Nikon Coolpix 950, которым был сделан этот снимок, составляет 180 градусов. Его фокусное расстояние в пересчете на 35 мм формат пленки сотавило бы 8 мм. Такие fish-eye объективы называются полными или круговыми. Существуют также т.н. диагональные или, как их еще называют полноформатные fish-eye объективы. Они заполняют изображением весь кадр. Для них 180 градусов - это угол зрения по диагонали кадра. Их фокусное расстояние для 35 мм формата пленки - 16 мм. Типичным представителем такого рода объективов является МС Зенитар 2,8/16 производства Красногорского завода им. А.С.Зверева. Очевидно, что изображения, непосредственно полученные с использованием таких объективов, вряд ли можно охарактеризовать как панорамные (даже несмотря на их 'сверхширокоугольность'). Но путем соответствующих коррекций и преобразований превратить подобное изображение в панорамное можно. Как это практически сделать, вы узнаете из дальнейшего изложения. Однако роль fish-eye объективов в панорамной фотографии все же в другом. Без них практически нельзя было бы решить задачу получения т.н. сферических панорам, в которых зритель может наблюдать пространственную картину размером 360х180 градусов. Кроме того, диагональные fish-eye'и существенно облегчают построение составных круговых панорам. Изложение материала о геометрии в панорамной фотографии было бы неполным без упоминания о всякого рода 'экзотических' проекциях изображения окружающего пространства на фотопленку (или светочувствительную матрицу в цифровых аппаратах), получаемых с помощью параболических, сферических и т.п. отражателей, навешиваемых на объектив (чаще всего fish-eye). О характере подобного рода изображений можно судить по картинке ниже. В дальнейшем это изображение путем соответствующих трансформаций можно привести к пригодному для демонстрации виду. |
|||||
к оглавлению
предыдущая статья
следующая статья |