![]() |
![]() 1. Что такое панорама |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
За более чем 150 лет существования панорамной фотографии не прекращаются споры и дискуссии
о том, какое изображение можно назвать панорамным. Подавляющее большинство участников таких
дискуссий соглашается с тем, что основным 'панорамным' признаком является соотношение сторон
изображения, которое не должно быть меньше 2:1. Дальше начинаются разногласия. Одни утверждают,
что важной характеристикой панорамного снимка является угол зрения объектива в горизонтальной
плоскости, который не должен быть меньше 70 градусов (90, 120 и т.п. в зависимости от степени
радикальности дискутирующей стороны). При этом в большинстве случаев отказывается в праве
на существование панорамным снимкам, полученным простым форматированием регулярного фотографического
изображения (24х36 мм, 6х6 и т.д.). Некоторые утверждают, что истинной панорамой можно считать
только ту, которая получена с использованием аппарата с поворотным объективом или аппарата, вращающегося
вокруг вертикальной оси (очевидно в силу достаточно специфичного вида проекции объекта изображения
на поверхность снимка, о чем речь пойдет ниже). И, наконец, самое радикальное мнение состоит в том,
что истинно панорамным является изображение, охватывающее все 360 градусов.
Здесь интересно упомянуть о том, некоторые фотографы вообще отказывают в праве панорамной
фотографии на существование. В российском интернете автору как-то довелось прочитать весьма
образное сравнение панорамной картинки с тем, что можно увидеть лишь через 'смотровую щель
бронетранспортера'. В зарубежном интернете также часто проскальзывают подобного рода суждения,
высказываемые, правда, в значительно более корректной форме. На одном из интернетовских форумов
автор прочитал следующее: Не могу, также, не привести довольно любопытное высказывание еще одного участника этого
форума: В полном объеме с этой дискуссией познакомиться здесь >>>. Попробуем вкраце разобраться сами, добавляет ли панорамный формат что-либо к восприятию объекта фотографирования. В качестве примера возьмем заурядную туристическую фотографию, сделанную автором ранним утром в городке Ки Уэст штата Флорида. На ней изображен довольно безвкусный географический знак самой южной точки континентальной части США (90 миль до Кубы). ![]() Несмотря на бедность композиции, фотография, однако, не выглядит несбалансированной.
Массивный 'шиш' в правой части снимка худо-бедно уравновешивается облачностью в левой верхней его части. ![]() ![]() Не знаю, как вам, а мне 'тесновато' в рамках двух последних фотографий. Такое же мнение высказали практически все, кому автор показывал этот набор фотографий. Теперь, несколько слов о правомерности форматирования кадров традиционных форматов для получения панорамных картинок. В соответсвии с суждениями, изложенными выше, здесь не видно особых противоречий с определениями фотографии с обрезанными горизонтальными полями как панорамной. Проблема 'широкоугольности', если она возникает, решается с помощью соответствующего подбора объектива, вплоть до fish-eye'ая с полем зрения в 180 градусов. Иное дело - качество. Трудно расчитывать на более или менее достойный отпечаток с кадра размером, скажем, 12х36 мм. Однако, если вы - обладатель среднеформатного аппарата, то вас это практически не коснется. Для некоторых среднеформатных моделей даже существуют т.н. панорамные адапторы, позволяющие использовать 35 мм пленку для съемки панорам. В качестве иллюстрации к сказанному приведу фотографию моста Sunshine Skyway Bridge (что-то вроде 'Залитого солнцем пути в поднебесье') во Флориде, сделанную обычным 35 мм аппаратом Canon Elan IIe (с зумом, выставленным на 200 мм) в процессе первых экспериментов автора с панорамными форматами. Цифровое сканирование дало довольно малопривлекательное по композиции изображение, к тому же отвратительного качества. После соответствующего форматирования и 'старения' в Фотошопе получилось следующее: ![]() Отпечатанная размером 16х40, вставленная в приличную рамку и помещенная на стену в квартире, картинка эта напоминала автору о той увлекательной флоридской поездке ровно до той поры, пока ее не увидел его хороший американский друг и, со словами 'This is sellable' (Это можно продавать), не перевесил ее на стенку в своем доме в штате Нью-Йорк. На этом, пожалуй, общие рассуждения можно закончить и перейти к более предметному рассмотрению этого весьма интересного феномена под названием 'панорамная фотография'. |
|||||
к оглавлению
следующая статья![]() |