4.2. Оборудование для съемки


В этом разделе нам предстоит рассмотреть, какие основные требования и критерии лежат в основе выбора оборудования для получения составных панорам или, точнее, исходных изображений для их получения. Оборудование это можно разделить на 3 основные группы:

1. фотоаппараты;
2. фотообъективы;
3. фотоштативы.

Начнем с фотоаппаратов и сразу попытаемся ответить на популярный сегодня вопрос: 'пленочный' или 'цифровой'? Если отвечать кратко, то любой. Фотоаппараты обоих типов в принципе абсолютно пригодны для получения исходных фотоснимков с целью последующего их сшивания. Для обоих типов существует одно весьма важное общее требование: в аппарате должна существовать функция фиксации экспозиции при осуществлении съемки нескольких последовательных кадров. Иными словами должен присутствовать либо режим ручной установки как выдержки, так и диафрагмы, либо - это касается цифровых аппаратов - режим 'отмена автоэкспонирования', при котором производится фиксация параметров эскпозиции первого снимка. Кроме того для цифровых аппаратов обязателен ручной режим установки баланса белого.

Эти естественные и довольно простые требования, вытекающие из необходимости получения одинаково экспонированных исходных изображений с одной и той же цветной тональностью, сразу же довольно резко ограничивает круг пригодной для панорамной съемки аппаратуры. Так становится фактически неприемлемым для целей получения качственных панорам целый класс фотоаппаратов типа point-and-shoot (т.е. 'мыльниц' - как пленочных, так и цифровых). В дальнейшем, говоря об объективах, мы приведем дополнительные доводы, свидетельствующие против применения такого рода фототехники в панорамной съемке.

Очевидно, что в наибольшей степени приведенным выше требованиям, соответствуют зеркальные фотоаппараты: как пленочные, так и цифровые. Кроме того с 'зеркалкой', как правило, можно использовать сменные объективы, в том числе короткофокусные, которые - и это мы увидим далее - в основном и применяются в панорамной фотографии. Желательно наличие автоматической перемотки пленки (для пленочных аппаратов) и возможность использования тросика или другого устройства внешнего управления затвором. Из великого множества имеющихся сегодня на рынке цифровых 'незеркалок' для панорамной съемки в наибольшей степени подходят аппараты Nikon Coolpix с выпускаемыми для них широкоугольными конверторами. При этом нижним пределом размерности светочувствительной матрицы цифрового аппарата нужно считать 1600 х 1200 (то есть не менее 2-х мегапикселей).

Если у вас еще нет фотоаппарата или вы решили, что пора обновить имеющуюся у вас фототехнику, то при выборе нового аппарата необходимо учесть целый ряд дополнительных соображений. К ним в первую очередь относится желаемое качество будущих фотографий, финансовые соображения, объемы фотографирования и т.д. и т.п. Обсуждение всего круга подобного рода вопросов далеко выходит за рамки данной статьи. На популярных фотографических сайтах (www.photosight.ru и др.) можно найти ответы практически на все вопросы подобного рода.

Что касается автора данной статьи, то он, заметно устав от неудовлетворительного качества обработки фотопленки во всякого рода 'лабах' (причем в обоих полушариях Земли), борьбы за достоверность цветопередачи при сканировании, от 'зерна' на сканах и от самого очень трудоемкого процесса сканирования и т.д., при очередном обновлении имеющейся у него фототехники остановил свой выбор на цифровом зеркальном Canon'е. Заметим, что при этом никак не исключается периодическое использование пленочного фотоаппарата, например в длительных поездках и т.п.

Обратимся к фотообъективам. Здесь выбор диктуется в основном условиями и объектом фотосъемки. Так, если вам предстоит создать панорамное изображение равнинного или морского пейзажа, то в этом случае вполне мог бы подойти обычный 50-миллиметровый объектив. Однако, если в изображении предполагается наличие объектов, угловые размеры которых составляют десятки градусов (дома, деревья, горы, люди), то для их отображения может понадобиться объектив с более коротким фокусным расстоянием. Для получения так называемых сферических панорам (это в первую очередь касается съемки в помещениях, в условиях узких городских улиц и т.п.) уже желательно иметь объектив с полем зрения 180 градусов.

В таблице ниже приведены основные данные, которые могут быть приняты при выборе объектива для съемки на 35-мм пленку с целью последующего получения полных круговых (360-градусных) составных панорам. Требуемое количество изображений (исходных) подсчитано из предположения, что взаимное угловое перекрытие смежных снимков составляет не менее 25 градусов. Отношение длины полученной в результате сшивания панорамы к ее ширине есть результат простого делениия 360 градусов на поле зрения объектива при соответствующей ориентации аппарата. На практике эти отношения могут быть выше, что обусловлено не полным использованием кадра исходного снимка, изменением размеров при сшивании панорам в соответствующих программах, и т.п. Поэтому приведенная таблица носит скорее иллюстративный, нежели справочный характер. Точные данные даст вам работа с конкретным объективом и программой сшивания.

Фокусное
расстояние
Поле зрения,
верт./гориз.
ориентация
Требуемое количество
изображений
Отношение длины к ширине
панорамы
8 мм (fish-eye) 180º х 180º 3 2
16 мм (fish-eye) 137º х 88º 6 / 4 4,1 /2,6
20 мм 84º х 62º 8 / 6 5,8 / 4,3
24 мм 74º х 53º 9 / 7 6,8 / 4,9
28 мм 65º х 46º 10 / 8 7,8 / 5,5
35 мм 54º х 38º 13 / 9 9,5 / 6,6
50 мм 40º х 27º 18 / 12 13,3 / 9,0

Данная таблица позволяет рассмотреть еще один (помимо поля зрения) критерий выбора объектива для получения составных панорамных изображений. Это их размер. Если речь идет о печати, то ответ очевиден: чем размер больше, тем качественней отпечаток. Однако, если планируется разместить получаемое панорамное изображение на интернет-сайте, то его размер, а следовательно время загрузки, уже становится одним из факторов подбора объектива. Предположим, что вы решили размещать полученные вами 360-градусные панорамы на своем сайте, используя для их воспроизведения (просмотра) так называемый java-viewer (о чем подробно речь пойдет ниже) с окном высотой 300 пикселей. Для просмотра вам будет необходимо создать и сохранить в формате jpeg панорамные изображения высотой (как показывает опыт автора) не менее 360 пикселей. Если для получения исходных снимков вы использовали 20-мм объектив (с вертикальной ориентацией), то, согласно таблице выше, длина такой панорамы составит не менее 2088 пикселей. Объем такого изображения, сжатого в jpeg с коэффициентом качества 50%, в зависимости от его сюжета и резкости будет порядка 130-160 килобайт. Тот же объем для 16-мм объектива уже будет меньше: 110-140 килобайт. Таким образом, как ни парадоксально это звучит, чем короче фокусное расстояние объектива, тем меньше объем файла (компьютерного) с панорамным изображением.

Рассмотрим еще один фактор, влияющий в какой-то степени, на выбор объектива. Речь идет о количестве исходных фотографий, необходимых для изготовления панорамы. 18 кадров для 50-мм обектива при вертикальной его ориентации - это половина пленки (36 кадров). Иными словами - много. Да и вряд ли найдется достаточное количество сюжетов для панорамной съемки таким объективом. Опыт автора подсказывает, что для панорамной фотографии использование объектива с фокусным расстоянием более 28 мм (для пленки шириной 35 мм) вряд ли целесообразно.

О качестве объективов, приемлемом в панорамной фотографии, уже говорилось в предыдущем разделе, в частности, что объективы с фиксированным фокусным расстоянием предпочтительнее 'зумов'. В настоящее время, однако, большинство фотографов предпочитают один хороший (и не дешевый) широкоугольный 'зум' набору 'фиксфокалов'. В особенности это характерно для владельцев зеркальных цифровых фотоаппаратов. Думается, что каких-либо принципиальных возражений против использования таких объективов не существует. Единственное, что надо иметь ввиду, это условие неизменности фокусного расстояния в процессе съемки одной панорамы и необходимости точного знания этого фокусного расстояния, поскольку это весьма существенный параметр для получении панорамных изображений из плоских снимков и большинство программ сшивания требуют ввода его точного значения.

После длительных экспериментов с различными объективами (и программами) автор этих строк решил, что ему для получения составных панорам в наибольшей степени подходят объективы fish-eye. Их у автора два: Sigma 8 mm F4 EX и наш отечественный МС Зенитар-М 2,8/16 с резьбой М42, что позволяет устанавливать его на фотоаппараты Canon через переходное кольцо. Первый объектив в сочетании с цифровым Canon Digital Rebel позволяет получать как круговые цилидиндрические панорамы с отношением сторон 3,5/1 при горизонтальной ориентации аппарата, так и сферические панорамы при его вертикальной ориентации. Объектив Зенитар является, пожалуй, идеальным объективом для получения панорамных изображений с использованием 35-мм пленочных 'зеркалок'. Имеется также fish-eye конвертор FC-E8 для аппарата Nikon CoolPix 950 (990, 995, 4500, 5000), с помощью которого автор постигал начала панорамной фотографии. Но сегодня качество изображений, получаемое с помощью такой комбинации, не сопоставимо с тем, что дает 6-мегапиксельный зеркальный Canon. Подробнее об использовании объективов fish-eye в панорамной фотографии мы расскажем в отдельной статье.

И последнее об объективах. Съемка в режиме автофокусировки не допустима. Перед началом съемки необходимо перейти в режим ручной фокусировки и не трогать фокусировочное кольцо до окончании всего сеанса получения исходных снимков для данной панорамы.

Теперь о штативах. Точнее не только о штативах, но и о других устройствах и способах фиксации фотоаппарата при панорамной съемке.

Нетрудно сделать несколько (3-5) последовательных снимков, внимательно следя через видоискатель фотоаппарата за тем, чтобы каждый последующий кадр на 25-30% перекрывал предыдущий и чтобы при этом линейное и угловое положение линии горизонта оставались неизменными. Однако если речь идет о неоходимости выполнения 8-10-12 последовательных снимков с поворотом фотоаппарата строго в горизонтальной плоскости на полные 360º, то без фотоштатива и специальной (панорамной) головки (или рамки), которая позволила бы при переходе от кадра к кадру поворачивать аппарат на строго определенный угол, здесь не обойтись. Единственным особым требованием, предъявляемым к такому штативу является, пожалуй, наличие в его конструкции жидкостного уровня для нивелирования крепежной площадки.

В качестве головки штатива для панорамной съемки в принципе можно использовать универсальную 3D головку, аналогичную изображенной ниже модели Manfrotto/Bogen 3025.

Это недорогое приспособление позволяет закрепить фотоаппарат в горизонтальном положении на нивелируемой горизонтальной площадке и даже слегка отрегулировать положение аппарата в продольном направлении, что необходимо для соответствующего позиционирования нодальной точки объектива. Головка снабжена лимбом и может поворачиваться в горизонтальной плоскости на требуемый угол. Карданная конструкция головки позволяет также задать такую конфигурацию колен, при которой возможно вертикальное закрепление фотоаппарата. Заметим, правда, что это достижимо лишь для аппаратов определенных размеров.

Полезным дополнением к такой комбинации штатива и головки является спиртовой уровень, позволяющий горизонтировать фотоаппарат с более высокой степенью точности. В качестве примера можно привести призматический уровень Hasselblad, который устанавливается на 'горячий башмак' фотоаппарата.

Наилучшие результаты достигаются, все же, при использовании специальных панорамных рамок.

На фотографии сверху изображена такая рамка для крепления аппаратов Nikon Coolpix 950. Называется она KiWi 900/950 и производится (точнее производилась) небольшой американской компанией Kaidan, специализируюшейся на разработке и изготовлении панорамных головок для фотоаппаратов различных типов. Конструкция этой рамки представляет собой L-образную скобу, закрепляемую на фотоштативе через поворотный механизм-трещетку, позволяющий поворачивать скобу в горизонтальной плоскости на 360º за 18, 14 и 5 раз в зависимости от того, используется ли фотоаппарат лишь со штатным зум-объективом в его короткофокусном положении, установлен ли на объектив широкоугольный конвертор или fish-eye конвертор. В вехней части скобы имеются 2 отверстия и горизонтальный паз для крепления аппарата в соответствии с фокусными расстояниями объектива и объектива с конверторами. На горизонтальной площадке скобы расположен (на снимке не видно) двухосевой спиртовой уровень. Надо отметить, что конструкции такой рамки нет ничего такого, что нельзя было бы изготовить своими силами или заказать в мастерской. В Интернете можно найти довольно много примеров такого непрофильного для фотографов технического творчества.

Съемка со штатива, тем более с установленной на нем панорамной головкой или рамкой, безусловно необходима для получения качественных результатов, а точнее исходных фотоснимков, последующее сшивание которых в панораму не составит каких-либо существенных проблем даже при использовании рядовых и недорогих программных средств.

Следует признать, однако, что съемка со штатива не всегда удобна и даже возможна. В основном это касается съемки в общественных местах. При этом возникает вопрос, возможна ли съемка круговых панорам (или даже сферических) панорам без штатива. Ответ - 'да', возможна. Однако в этом случае как минимум необходимо обзавестись традиционным (прямоугольным) объективом с фокусным расстоянием не более 20 мм (для пленочного аппарата). Это пожалуй тот вариант, когда вы можете повороты вместе с фотоаппаратом делать еще на глаз, то есть на 1/8 полного круга. Легче всего поворачиваться на 1/4 круга (т.е. на 90º), но для этого вам уже понадобится 16-мм fish-eye, и то только при горизонтальной ориентации аппарата. Для цифровых аппаратов с 'кроп-фактором' 1,6 уже не обойтись без 8 мм fish-eye'я.Кроме того, если вы решились снимать без штатива и у вас уже есть подходящий для этой цели объектив, вам совершенно необходим жидкостный уровень, наподобие того, который изображен выше.

Как же снимать? Нам известно по крайней мере 3 способа панорамной съемки без штатива.

Первый из них и самый простой заключается в том, что вы намечаете на земле какой-либо ориентир (например камешек), устойчиво располагаетесь над этим ориентиром таким образом, чтобы проекция нодальной точки объектива (при условии, что вы знаете ее положение относительно корпуса аппарата или переднего элемета объектива) на поверхность земли как раз проходила через намеченный вами ориентир, тщательно горизонтируете аппарат с помощью уровня и производите съемку первого кадра. После этого, стараясь удерживать аппарат на той же высоте, вы поворачиваетесь по часовой стрелке на 45º, 60º или 90º (в зависимости от имеющегося у вас объектива) и с соблюдением тех же условий, что и выше, делаете второй кадр. И так далее пока не будет сделан последний кадр в этой серии. Соблюдение строгости поворотов здесь необязательно. Достаточно лишь быть уверенным, что снимки делаются с достаточным для последующего сшивания перекрытием (примерно 25º-30º). В то же время угловое положение аппарата относительно горизонтальных осей (т.е. осей наклона) является весьма критичным. Крайне желательна также минимизация смещений аппарата относительно вашего ориентира на земле. В противном случае вам гарантировано наличие параллактических погрешностей при наличии в кадре предметов переднего плана. Если вами избран именно этот способ съемке, будьте готовы к весьма значительному объему работ по сшиванию, даже если в вашем распоряжении находится самая совершенная на сегодняшний день соответствующая программа. Без ретуширования в Фотошопе (или какой-либо другой программе, позволяющей работать со слоями) вам не обойтись. Однако поводов для того, что бы напрочь отказываться от этого метода, нет. Практически вся американская серия виртуальных панорам и значительная часть московской серии, представленных на этом сайте, выполнены именно таким способом.

Развитием описанного выше простейшего способа панорамной съемки без штатива является т.н. Филопод по имени предложившего этот способ Филипа Хурбейна ( www.philohome.com). Здесь фотоаппарат с уровнем дополняется обыкновенным отвесом, верхняя петля которого надевается на объектив в районе его нодальной точки. При этом возникает возможность более точного удержания аппарата в линейных координатах, т.е. по высоте и в горизонтальной плоскости.

Следует сказать, однако, что человек, снимающий фотоаппаратом с отвесом выглядит несколько странно и вызывает любопытство окружающих. Даже американцы, привыкшие ко всякого рода чудачествам на улицах, неоднократно подходили к автору этих строк с вопросом 'а что это такое?'

И, наконец, третий способ - съемка с монопода. По существу он как-бы является 'жесткой' версией второго способа, но результаты, которые можно при этом получить, по качеству приближаются к 'штативным'. На фотографии ниже изображена комбинация цифрового Canon'а, призматического уровня и съемной центральной телескопической колонки от штатива Cullmann 2800 с достаточно простой 3D головкой. Такая конструкция обладает малым весом, портативностью и возможностью осуществления некоторых регулировок.

Обратите внимание (выделено кругом), что площадка, которой крепится фотоаппарат, слегка наклонена вперед, что позволяет совместить проекцию нодальной точки 8 мм объектива Sigma, находящуюся в районе бронзового кольца сразу за передним элементом объектива, с точкой опоры монопода. В результате из 4-х исходных снимков можно получать цилиндрические панорамы с вертикальным размером 100º-110º с минимальными последующими доработками в Фотошопе.

В заключение отметим, что ни один из изложенных здесь способов панорамной съемки без штатива не пригоден в условиях недостаточной освещенности (например в помещениях). В таких случаях алтернативы штативу просто нет.



к оглавлению    предыдущая статья    следующая статья
Hosted by uCoz