1. Что такое панорама |
|||||
За более чем 150 лет существования панорамной фотографии не прекращаются споры и дискуссии
о том, какое изображение можно назвать панорамным. Подавляющее большинство участников таких
дискуссий соглашается с тем, что основным 'панорамным' признаком является соотношение сторон
изображения, которое не должно быть меньше 2:1. Дальше начинаются разногласия. Одни утверждают,
что важной характеристикой панорамного снимка является угол зрения объектива в горизонтальной
плоскости, который не должен быть меньше 70 градусов (90, 120 и т.п. в зависимости от степени
радикальности дискутирующей стороны). При этом в большинстве случаев отказывается в праве
на существование панорамным снимкам, полученным простым форматированием регулярного фотографического
изображения (24х36 мм, 6х6 и т.д.). Некоторые утверждают, что истинной панорамой можно считать
только ту, которая получена с использованием аппарата с поворотным объективом или аппарата, вращающегося
вокруг вертикальной оси (очевидно в силу достаточно специфичного вида проекции объекта изображения
на поверхность снимка, о чем речь пойдет ниже). И, наконец, самое радикальное мнение состоит в том,
что истинно панорамным является изображение, охватывающее все 360 градусов.
Здесь интересно упомянуть о том, некоторые фотографы вообще отказывают в праве панорамной
фотографии на существование. В российском интернете автору как-то довелось прочитать весьма
образное сравнение панорамной картинки с тем, что можно увидеть лишь через 'смотровую щель
бронетранспортера'. В зарубежном интернете также часто проскальзывают подобного рода суждения,
высказываемые, правда, в значительно более корректной форме. На одном из интернетовских форумов
автор прочитал следующее: Не могу, также, не привести довольно любопытное высказывание еще одного участника этого
форума: В полном объеме с этой дискуссией познакомиться здесь >>>. Попробуем вкраце разобраться сами, добавляет ли панорамный формат что-либо к восприятию объекта фотографирования. В качестве примера возьмем заурядную туристическую фотографию, сделанную автором ранним утром в городке Ки Уэст штата Флорида. На ней изображен довольно безвкусный географический знак самой южной точки континентальной части США (90 миль до Кубы). Несмотря на бедность композиции, фотография, однако, не выглядит несбалансированной.
Массивный 'шиш' в правой части снимка худо-бедно уравновешивается облачностью в левой верхней его части. Не знаю, как вам, а мне 'тесновато' в рамках двух последних фотографий. Такое же мнение высказали практически все, кому автор показывал этот набор фотографий. Теперь, несколько слов о правомерности форматирования кадров традиционных форматов для получения панорамных картинок. В соответсвии с суждениями, изложенными выше, здесь не видно особых противоречий с определениями фотографии с обрезанными горизонтальными полями как панорамной. Проблема 'широкоугольности', если она возникает, решается с помощью соответствующего подбора объектива, вплоть до fish-eye'ая с полем зрения в 180 градусов. Иное дело - качество. Трудно расчитывать на более или менее достойный отпечаток с кадра размером, скажем, 12х36 мм. Однако, если вы - обладатель среднеформатного аппарата, то вас это практически не коснется. Для некоторых среднеформатных моделей даже существуют т.н. панорамные адапторы, позволяющие использовать 35 мм пленку для съемки панорам. В качестве иллюстрации к сказанному приведу фотографию моста Sunshine Skyway Bridge (что-то вроде 'Залитого солнцем пути в поднебесье') во Флориде, сделанную обычным 35 мм аппаратом Canon Elan IIe (с зумом, выставленным на 200 мм) в процессе первых экспериментов автора с панорамными форматами. Цифровое сканирование дало довольно малопривлекательное по композиции изображение, к тому же отвратительного качества. После соответствующего форматирования и 'старения' в Фотошопе получилось следующее: Отпечатанная размером 16х40, вставленная в приличную рамку и помещенная на стену в квартире, картинка эта напоминала автору о той увлекательной флоридской поездке ровно до той поры, пока ее не увидел его хороший американский друг и, со словами 'This is sellable' (Это можно продавать), не перевесил ее на стенку в своем доме в штате Нью-Йорк. На этом, пожалуй, общие рассуждения можно закончить и перейти к более предметному рассмотрению этого весьма интересного феномена под названием 'панорамная фотография'. |
|||||
к оглавлению
следующая статья |