5. Виртуальные панорамы |
|||||
В отличие от панорамной фотографии, которую можно поместить в рамку, вложить в альбом, напечатать на странице книги или журнала, виртуальные панорамы предназначены для показа на экране компьютерного монитора. Причем отображение панорамы осуществляется не целиком. Одномоментно на экране находится лишь ее часть, угловые размеры которой как правило соответствуют нормальному углу зрения невооруженного глаза. Все панорамное изображение просматривается путем плавного перемещения влево или вправо. Круговая панорама, т.е. панорама с угловым размером 360º в горизонтальной плоскости, может при этом осуществлять полный поворот в любом выбранном направлении. При просмотре сферической панорамы, т.е. изображения с угловыми размерами 360º х 180º, добавляется также перемещение изображения вверх и вниз. Все это в какой-то степени соответствует зрительному восприятию реальной пространственной картины окружающей нас среды. Поэтому такая модель реального мира с некоторыми допущениями может быть названа виртуальной панорамой (VR panorama), что по существу является одним из простейших и доступных воплощений более сложных систем, объединенных понятием 'виртуальная реальность'. Виртуальные панорамы стали одним из самых выразительных инструментов в арсенале средств дизайнера интернет-сайтов. В особенности это касается риэлторских сайтов. Теперь, при наличии на таком сайте виртуальных панорам интерьера предлагаемого к продаже жилья, потенциальный покупатель может составить гораздо более полное представление о данном предложении. Очень часто он может сразу обнаружить несоответствие его требованиям, что, тем самым, позволяет экономить время и средства. Виртуальные панорамы можно найти также на сайтах туристических агентств, гостиниц, ресторанов, магазинов. Часто серию виртуальных панорам объединяют в так называемые виртуальные туры или прогулки, в которых переход от одной панорамы к другой осуществляется через активные зоны, размещаемые непосредственно на изображениях. Весьма успешными выглядят попытки объединения панорам с планами помещений, компасами и картами местности, что позволяет создавать виртуальные туры с элементами навигации. Таким образом значительно дополняется и расширяется интерактивность, изначально заложенная в процесс просмотра виртуальных панорам, что зачастую делает этот процесс довольно увлекательным занятием. Демонстрировать виртуальные панорамы на экране монитора позволяют специально предназначенные для этой цели программы - вьюеры. К сожалению в русском языке отсутствует сколько-нибудь точный эквивалент английского компьютерного термина viewer (как и многих других аналогичных терминов). Попытку использования для этой цели неуклюжего русского 'просмотрщик' на наш взгляд удачной признать нельзя. К тому же слово 'просмотрщик' созвучно со словом 'надсмотрщик'. А это уже вызывает ассоциации весьма далекие от панорамной фотографии... да и от фотографии вообще. Большинство виртуальных панорам, демонстрируемых в Интернете, круговые. Это обусловлено
по меньшей мере двумя обстоятельствами. Во-первых, изготовить круговую панораму проще. Во-вторых,
сюжетная необходимость в панораме с вертикальным угловым размером 180º встречается не так уж
и часто. Понятно, что интерьер или городской пейзаж с узкими улицами и высокими зданиями лучше
демонстрировать от 'пола' до 'потолка'. В остальных случаях 100-110º по вертикали могут
оказаться более чем достаточными. Поэтому демонстрация панорамы - это не только ее перемещение в окне вьюера, но и непрервное решение вьюером задачи перспективной коррекции видимой изображения части изображения. На фотографиях ниже изображены нескорректированный фрагмент панорамного изображения (а) и этот же фрагмент после перспективной коррекции, т.е. преобразования его в плоскую прямоугольную картинку (б). Кроме того при просмотре сферической панорамы вьюер должен уметь формировать пространственно скорректированные изображения ее верхней (зенит) части (в) и нижней (надир) части (г). Сферическая панорама, преобразованная в кубическую проекцию, представляет собой набор из 6-ти квадратов, содержащих фрагменты исходной панорамы угловыми размерами 90º х 90º: 4 боковых стороны плюс 2 стороны, соответствующие изображениям 'потолка' и 'пола'. Причем изображения в квадратах уже преобразованы в плоскую прямоугольную проекцию. Поэтому задача вьюера в этом случае заключается в том, чтобы совмещать стороны соответствующих квадратов с одновременной коррекцией линейной перспективы. Бытует представление о том, что, сфотографировав последовательно '4 стены, пол и потолок', можно непосредственно получить 'кубическую панораму'. Это ошибка. Формирование кубической панорамы или, точнее, сферической панорамы в кубической проекции, невозможно без предварительного получения сферической панорамы в эквидистантной проекции. Для просмотра панорам, вертикальный угловой размер которых не превышает 60º
(т.е. составленные из снимков, снятых с использованием объективов с фокусными расстояниями 35 мм
и выше) и на которых отсутствуют объекты с явно заметными 'арками', допускается использование
простейших вьюеров без перспективной коррекции. Просмотр панорам с помощью такого рода вьюеров
аналогичен операции простой (но плавной, с эффектами ускорения и торможения) прокрутки изображения.
Просмотр сферических панорам с использованием таких вьюеров принципиально невозможен. Подробнее вьюеры различных типов мы рассмотрим в следующих статьях. |
|||||
к оглавлению
предыдущая статья
следующая статья |